Дело Дмитрия Талантова

(утверждены Решения Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики

от 27 июня 2019 года, протокол №7)

Порядок направления надлежащего извещения адвокату, участвующему в уголовном, гражданском, арбитражном, административном судопроизводстве определяется соответствующим процессуальным законодательством, а также ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации о ее применении к процессуальным извещениям и вызовам.

При этом положения действующего законодательства в данной части, как правило, указывают на необходимость извещения участников судопроизводства либо путем направления (вручения под роспись) им соответствующего письменного извещения, либо посредством СМС-сообщения в случае согласия на уведомление таким способом.

Вместе с тем, учитывая появление новых средств связи, а также принимая во внимание заинтересованность адвокатов при оказании юридической помощи в заблаговременном получении извещений для формирования графика занятости, с целью необходимости формирования удобной и приемлемой для всех участников соответствующего судопроизводства практики извещения адвокатов, Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики полагает необходимым дать следующие рекомендации.

1. Исходя из положений действующего законодательства, а также Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», по общему правилу извещение о времени и месте судебного заседания, следственного (процессуального) действия (далее – «Извещение») в адрес адвоката направляется по адресу нахождения адвокатского образования, избранного адвокатом для осуществления адвокатской деятельности. При этом адрес адвокатского образования в обязательном порядке подлежит указанию в ордере адвоката (Приказ Минюста России от 10.04.2013 №47 «Об утверждении формы ордера»).

В связи с изложенным, руководителям коллективных адвокатских образований, а также адвокатам, избравшим в качестве формы осуществления деятельности адвокатский кабинет следует обеспечить возможность получения почтовых отправлений, направляемых в адрес соответствующих адвокатских образований, а руководителям коллективных адвокатских образований организовать своевременное уведомление о поступивших Извещениях адвокатов – членов адвокатского образования.

2. Принимая на себя поручение об оказании юридической помощи, адвокат вправе указать иной адрес для направления ему Извещений, например, адрес фактического нахождения своего офиса, домашний адрес. Такой адрес может быть указан в ордере или в соответствующем заявлении, направляемом в орган дознания, следствия, суда.

В этом случае Извещение, направленное по указанному адресу, по мнению Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики, будет считаться надлежащим уведомлением в адрес адвоката.

3. В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» Адвокатская палата Удмуртской Республики не наделена полномочиями уведомлять адвокатов о времени и месте следственных (процессуальных) действий и судебных заседаний, а также направлять им соответствующие Извещения. Данный вопрос находится в исключительной компетенции органов дознания, следствия, суда.

При этом по смыслу действующего законодательства Извещение, направленное в адрес адвокатской палаты, не является надлежащим уведомлением адвоката о времени и месте проведения судебного заседания, следственного (процессуального) действия.

4. Принимая на себя поручение об оказании юридической помощи, адвокат вправе согласовать с органами дознания, следствия, суда иные способы направления Извещений (путем направления телефонограммы, электронного письма, факсимильного, смс-извещения и.т.д.)

Такой способ направления Извещения может быть указан в соответствующем заявлении, направляемом в орган дознания следствия, суда.

В этом случае Извещение, направленное таким способом, по мнению Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики, будет считаться надлежащим уведомлением в адрес адвоката.

5. Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики полагает, что указание адвокатом в ордере или в процессуальных документах номера своего мобильного телефона не может рассматриваться, в отсутствие указанных в пункте 4 настоящих Рекомендаций действий адвоката, в качестве его надлежащего согласия на направление Извещений посредством телефонограммы либо смс-сообщения.

Вместе с тем, учитывая, что органы дознания, следствия и суды на практике используют направление уведомления указанным способом и при отсутствии указанного в пункте 4 настоящих Рекомендаций согласования, Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики полагает необходимым в подобных случаях руководствоваться следующим:

5.1. Отказ адвоката во взаимодействии с представителями указанных органов посредством телефонной связи в подобных случаях формально соответствует требованиям закона. Вместе с тем следует учитывать, что такие действия могут быть признаны приемлемыми лишь в случаях, когда они осуществляются с целью защиты прав и интересов доверителя и с учетом имеющих значение обстоятельств дела. В подобных случаях адвокату рекомендуется четко выразить свою позицию звонившему и предложить ему воспользоваться предусмотренными законом способами извещения.

5.2. В тех случаях, когда адвокатом принято решение о взаимодействии со звонившим, адвокату рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

5.2.1. При согласии адвоката участвовать в судебном заседании, следственном (процессуальном) действии в указанное в телефонограмме время, такая телефонограмма является надлежащим способом уведомления и адвокату необходимо учитывать согласованную дату и время при формировании графика занятости;

5.2.2. При невозможности участвовать в судебном заседании, следственном (процессуальном) действии в предложенное в ходе телефонного разговора время, адвокату необходимо довести эту информацию до звонившего.

5.3. В случае, если адвокатом по указанному им номеру мобильного телефона получено смс-сообщение о времени и месте судебного заседания, следственного (процессуального) действия, адвокату при определении своих дальнейших действий надлежит исходить их конкретных обстоятельств дела, необходимости надлежащей защиты прав, интересов доверителя и надлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, а также иных имеющих значение обстоятельств применительно к сформулированным в пунктах 5.1.-5.2. Рекомендаций позициям.

6. Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики полагает, что адвокат не вправе отказаться от получения вручаемого ему в установленном законом порядке Извещения, даже при отказе органов дознания, следствия, суда согласовать дату процессуального действия с учетом занятости адвоката и отмечает, что такой отказ может быть расценен как злоупотребление адвокатом своими правами.

7. Совет Адвокатской палаты Удмуртской Республики считает необходимым при осуществлении адвокатом своей деятельности учитывать, что в случае неполучения адвокатом надлежащим образом направленного Извещения, фактически риск неблагоприятных последствий такого неполучения несет не только адвокат, но и доверитель, чьи права могут быть нарушены неявкой адвоката.

8. В случае невозможности явки по уважительным причинам в судебное заседание или на следственное (процессуальное) действие, о времени и месте проведения которого получено извещение, адвокату надлежит руководствоваться Решением Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики от 16 октября 2003 года (протокол №13) «Об организации работы при осуществлении адвокатам профессиональной деятельности».